Александр Черкасов

Агитгруппа "Гротеск - 13", Слепая Кишка и кое-что о жизни студента филиала "Восход" МАИ


     Предложение автора сайта о предоставлении материалов или каких-либо воспоминаний о Владимире Самошине, озадачило меня и настроило на размышления. О чём писать, какие материалы нужны в таких мемуарных случаях? В результате стал вырисовываться вариант иного характера. Не Самошин В.Н. - человек и пароход, а Сэм - наш пробивной руководитель и однокашник в свете славного студенческого сообщества "типичных представителей вонючего "Гротеска". Извините, за нелитературную фразу, но она была ходовой всуе у нас. Возможно, некоторые события, имена будут отражены мною неточно, а мои взгляды на вещи покажутся странными. Я не писатель. В конечном счёте, всё это - упорядоченный "разговор на кухне" в режиме слайд-шоу о нашей студенческой жизни, о группе "Гротеск-13", о стройотрядах, о моих друзьях. Особая благодарность автору сайта - не безразличному человеку.

Начало

Моя студенческая жизнь началась в сентябре 1979 года. Сдав вступительные экзамены в Ленинский филиал "Восход" Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, любой бывший школьник г. Ленинска почти не замечал перехода в состояние "Студент". Если не считать появления в лексиконе терминов "лекция", "пара", "куратор" и совместных учебных занятий, в одной из поточных аудиторий филиала, то можно сказать так: "Каким ты был, таким ты и остался". Поприветствовав вновь испечённых советских студентов на первосентябрьской торжественной линейке, руководство филиала, партийная и комсомольская организация радостно известила нас о том, что в нашей юной жизни начинается новый этап - студенчество. Что это такое и с чем его едят, какие бонусы от этого ждут нас впереди - никто нам сказать не мог. Лишь только маёвские стройотрядовские куртки на старшекурсниках говорили о том, что, возможно, впереди нас ждёт что-то необычное и розовое. Но суровая действительность быстро развеяла бриллиантовый дым от вертящейся в голове фразы: "Я - студент, я - студент ...". "Суровой действительностью" оказался второкурсник, проходивший мимо меня и моих одногруппников в момент выполнения очередного добровольно-принудительного задания деканата. Суть брошенной им фразы сводилась к тому, что мы-де какие-то "козера" и нам пахать и пахать. Пожелав ему счастливого пути и хороших оценок, сопроводив его направление движения добрыми жестами, мы задумались. "Какой - такой, козер? Это МАИ или неМАИ!" Потом выяснилось, что в "козерах" нам ходить, аж до первой сессии.

"Козер" - студиус первого года обучения, отношение к которому на филиале и в базовом МАИ формировалось по армейским принципам: метёлка и лопата - твоё оружие, выше старшекурсника-дедушки - декан Семикин Анатолий Петрович и директор филиала Лепёхин Василий Васильевич (применительно к филиалу "Восход"). Происхождение этого слова - неизвестно. Скорее всего, первичным было слово "козерог". Но произносить его целиком затруднительно и слишком долго. Другое дело "козер". Уважаемый читатель, прошу не сопоставлять это гордое название молодого студента первого года обучения с современным ругательным термином "козёл", не имеющее никакого отношения к студенческим традициям МАИ. Через "козерство" проходили все, и только успешная сдача первой зимней сессии давала право первокурснику считать себя "студентом" первого года обучения. В среде особенно доверчивых первокурсников ходили страшные байки о "Вечном Козере" (так и не ставшим студентом), остывающее тело которого, однокашники нашли в общаге, накануне новогодней ночи. В его руках навечно застыл конспект по высшей математике, которую преподавала в то время Емельяненко Жанна Васильевна. Ужас! Однако даже после зимней сессии нельзя было себя считать полноценным студентом. Девушкам для этого нужно было побывать на "рисах", а мальчикам пройти "Обряд посвящения" в студенческом строительном отряде, снимающий "козерство". О времена, о нравы !

МАИ - это не просто слово из трёх букв. Это театрально - спортивный институт, с лёгким авиационным уклоном. В то время, радости студенческой жизни, традиционные для базового МАИ, были не доступны студентам Ленинского филиала в силу сложившихся обстоятельств. Расположение филиала в закрытом городе, руководство - как правило, бывшие военные люди (при всём моём уважении к их профессиональным качествам и предыдущим заслугам), аскетические условия существования студентов (отсутствие спортивного и актового зала) - вот те факторы, отрицательно влияющие на творческий потенциал студиуса. Но, как говорится, мал золотник, да вонюч. Не на того напали.

Тяга студента от учёбы к творческому самовыражению, ко всему светлому (особенно к "Тамянке", "Арбатскому", "Свадебному"), была на должной высоте. Не знаю, как в предшествующие годы, но осенью 1979 года силами энтузиастов студенческого самодеятельного творчества на филиале был подготовлен вечер в честь присвоения очередной группе бывших школьников и школьниц высокого звания "Козер" и "Козерошка". К сожалению, этот праздник студенческой жизни прошёл мимо меня. Видимо, неудачная роль матёрого фашиста в школьном спектакле и признание учительницей моей непригодности для хорового пения, произвели на меня неизгладимое впечатление, временно отбив охоту к сценическим шоу.

На следующий день, весь курс гудел, обсуждая прошедший вечер, выступление Сэма, Лёшки Кузьмина, Ольги Жилиной (их школьная одноклассница). Видовая дебютная сценка "Викинги", поставленная по мотивам одноимённого фильма, с использованием завораживающей музыки группы "Omeqa", произвела "эффект взорвавшейся секс - бомбы". Роли в ней были распределены следующим образом: Самошин - король Англии, Кузьмин - коварный Эйнар, Ольга - прекрасная Моргана. Лёшка и Сэм, при общем росте, чуть больше 3 метров 33 сантиметров, замечательно контрастировали на фоне высокой девушки Оли Жилиной. Это усиливало комическое воздействие миниатюры на зрителей.

Мужики использовали для сценического образа обнажённый торс, и перед ними не стояла проблема соблюдения целомудрия. Сложнее было Моргане. Появление девушки перед залом, кишащего особями мужского пола, в тонком и прозрачном, не скрывающем линий фигуры костюме, требовало от исполнительницы этой роли недюжинного самообладания и самоотречения. Вооружившись всемирным женским опытом очаровывания, используя личное обаяние и совсем немного лёгкой ткани, Первая Моргана - Ольга создала убедительный сценический образ спутницы короля Англии. Отдавая дань самодеятельному таланту всех Морган (не обижайтесь, девчонки), учитывая народное мнение, можно признать - Ольга Жилина была самой морганистой из Морган. В последствии, эта миниатюра стала классической сценой агитгруппы "Гротеск-13" и исполнялась она всегда только Лёшкой и Сэмом, а роль Морганы после Наташи Патриной перешла к Вике Беляковой. В группе даже появился боевой переходящий пеньюар этого персонажа. Моргана - forever, её образ жил и развивался.


Великий и ужасный "Гротеск" для меня начался осенью 1981 года. Попал я в этот коллектив по рекомендации Серёги Литвинова. До изобретения "100% живой фанеры" было ещё далеко, а музыкальное сопровождение действия на сцене было уже обычным делом. Ребятам нужен был "человек на кнопке"- вовремя запустить или остановить музыкальное оформление сцены. Толстяк (так мы любя называем и называли Серёгу) отловил меня на перемене и свёл для разговора с Сэмом. С ним я тогда был знаком только визуально, хотя и учились в параллельных группах. Других вариантов общения с Самошиным студенческая жизнь мне не подкидывала. Он участвовал в местных (при филиале) студенческих строительных отрядах на затяжном возведении спортивного зала, я ездил в безденежные ССО в г.Казалинск за компанию с Ляписом, Лёшкой, Корешом. Но, как говорится: "Всему своё время". Итак, меня пригласили на репетицию.

Сборы этой команды обычно проходили в одной из свободных аудиторий института, подальше от посторонних глаз, но чаще под это использовалась 402-ая - традиционное место обитания групп ДВМ 18,19. Переступив порог, я увидел тех, с кем мне пришлось, в дальнейшем, дурачится на сцене и иметь много счастливых мгновений общения: Наталья Патрина, Лёшка Кузьмин, Миша Трухин, Серёга Литвинов, Юра Елисеев. Режиссёрствовал этой бандой Сэм. Кстати, у него это не плохо получалось. Уверенная речь, быстрая реакция в разговоре, полное отсутствие "боязни зала" (с чем мне пришлось столкнуться) и хороший запас всяких художественно-самодеятельных штучек. Мне быстренько растолковали мои функции в этом деле (здесь включить магнитофон, здесь выключить) и ребята перешли к своим делам. Они готовили вечер, который должен был проходить в зале Ленинского техникума связи, приуроченный к годовщине Великого Октября. Просто снять зал и попрыгать на дискотеке - нельзя, только через традиционную политико-просветительскую обработку студента в честь праздника.


     На момент появления названия, коллектив состоял из 13 человек (поэтому и 13):

               1. Литвинов Сергей ( "Ляпис" )    comtech98@mail.ru
               2. Кузьмин Алексей ( школьный и студенческий друг Самошина, "Лучо" )
               3. Самошин Владимир ( "Сэм" )
               4. Белякова Виктория
               5. Патрина Наталья ( однокласница В. Самошина )
               6. Шахмаров Тофик    tofic@arhcity.ru
               7. Мордовин Игорь
               8. Корнев Сергей ( "Кореш" )    korneff@mail.ru
               9. Миронова Ирина
               10. Ковалевич Александр
               11. Черкасов Александр    Cherkasop@mail.ru
               12. Трухин Михаил
               13. Елисеев Юрий
               14. Денисов Анатолий    anatoly_denisov@mail.ru



Осень, 1981 год

Выступление в средней школе №245 с основными опробованными миниатюрами "Гражданская оборона" (Белякова, Самошин), "Викинги" (Кузьмин, Самошин, Патрина), "Игровая комната" (здесь и мне досталась небольшая роль пионера Пети Клюквина с барабаном), "Богатыри" (под песню группы Стаса Намина "Богатырская сила", роли исполняли все пацаны, кроме Саши Ковалевича - он на записи) и т.д. В институте своего актового зала (да и спортивного) в то время не было, для проведения собраний и вечеров снимали обычно ДКС (Дом культуры строителей), ДО (Дом офицеров) или актовый зал техникума. Раскрутить институтское руководство на проведение дискотек было сложно, да "репертуарчик" будущей прикол-группы "Гротеск" вызывал глубокое непонимание у партийных и общественных представителей, сидящих в жюри или на просмотрах. Это без политики и других гадостей, просто эти люди были другими, и студенческие годы у них проходили в разное с нами время.

Весна, 1982 год

Подготовка программы о жизни студента-агента, добывающего себе "рыбу" курсового (без названия). Основной принцип: нанизывание миниатюр, взятых неизвестно теперь откуда, с добавлением своих специфических приколов на основное направление. Наверное, идею подкинул Сэм, а дальше собираясь вместе после лекций в аудиториях, придумывали приколы, мелочи в сценках, в чём и с чем выступать. Было всегда смешно и интересно, когда находилось какое-нибудь забавное решение или удачная сценка. Первая обкатка "Студента-агента" проходила всё в той же 245-ой и закончилась полным провалом, когда на происходящее зал реагировал полным непониманием, звуковое и музыкальное оформление было оставлено на последнюю очередь (готовилась за 12 часов до выступления, запись проходила у меня дома глубокой ночью со всеми вытекающими последствиями: звуки выстрелов - хлопание линейки по столу, падение - разбивание банки в ведре и т.п.) и как апофеоз бестолковости, соблюдение принципа "Здесь смех будет. Я гарантирую!", малое количество прогонов и отсутствия опыта - неразбериха. По сценарию студент-агент (Корнев Сергей) должен карабкаться куда-то вверх по верёвке в конце программы, что он и сделал. В этом месте задумывалась, как нам казалась, бьющая концовка. Но этого не произошло и фраза Серёги "Сэм!!! Что делать?", произнесённая в этот момент, доводила нас в последствии до неконтролируемого смеха и была в ходу довольно долго.

После этой предсказуемой неудачи решено было собираться на нейтральной территории для репетиций по уже исправленному и доработанному сценарию (использовали в основном места, где члены группы подрабатывали по ночам - кафе "Дружба", какой-то детский садик в районе магазина "До-Ре-Ми"). Особое внимание обратили на написание фонограммы, логической связки изменяющихся сцен. Для этого собрались в маёвской общаге у одногруппника Сэма и Лёшки - битломана Юры Тронь. Выбор места записи, как правило, определялся наличием у жертвы записывающей аппаратуры и объёмом фонотеки. В общагу пройти было сложно и проникновение на долгое время без уважительной причины преследовалось частыми проверками со стороны персонала. Однако всё прошло гладко, запись удалась, хотя и выходить пришлось через балкон (2 этаж). С этого момента записью всегда занимался Саша Ковалевич.

Выступление проходило на этот раз в техникуме. В первых рядах были представители парторганизации, кто-то от комсомола. В одной из сцен "Базар" Сэм в роли факира, имитируя балансирование кастрюли на швабре, чуть не зашиб проверяющих. Подвела слабая леска, на которой она крепилась. От скандала нас спасло проведение и всё-таки приличное расстояние от первого ряда до сцены. Студенты смеялись, проверяющим что-то не нравилось, мы были довольны от наконец-то грамотно реализованного проекта. Это было начало.

9 мая 1982 год

Космодром Байконур с момента своего основания строился и обслуживался большим количеством военных и гражданских специалистов. Я думаю, что военных в процентном отношении всегда было больше. Этому подтверждение тот факт, что в "Гротеске" у многих отцы были офицерами.

Отец Наташи Патриной занимал должность заместителя командира по политической части (возможно, и командира части) и по его просьбе на майские праздники мы выехали на площадку №2 для проведения концерта перед солдатиками.

Солдатская аудитория - довольно специфическое сообщество. Перед поездкой пришлось провеститщательный отбор миниатюр. Убрали в сценках специфические для МАИ моменты, девушки внесли коррективы в свой сценический имидж, костюмы. Всё-таки выступать - не в консерватории.

Ограничение обостряет в человеке ощущение жизни и, если добавить к этому смех и незамысловатый юмор, получается неплохая смесь. Короче говоря, в момент нашего выступления, ребята заметили съезжающих от хохота на пол солдатиков.

Сейчас, после 20 лет с лишним, от того холодного весеннего дня остались лучшие воспоминания. Нас возили на Гагаринский старт, показали домик, где Юрий Алексеевич провёл последние часы перед своим полётом. Впечатления от увиденного, усиливались ощущением избранности. В те времена увидеть это возможно было только официально-шпионским способом. Это сегодня студенты филиала "Восход" МАИ практику проводят на площадках космодрома Байконур, а тогда ...

Агитгруппа "Гротеск - 13" на площадке №2 возле домика Королёва С.П., май 1982 года, Байконур.
Слева направо: верхний ряд - Игорь Мордовин, Александр Черкасов, Иринка Миронова, Лёшка Кузьмин, Сэм, Вика Белякова, Саша Ковалевич, Наташа Патрина;
нижний ряд - Миша Трухин, Сергей Литвинов, Сергей Корнев, Тофик Шахмаров.
Агитгруппа "Гротеск - 13" на площадке №2 возле Гагаринского домика, май 1982 года, Байконур.
Слева направо: верхний ряд - Александр Черкасов, Сергей Литвинов, Сергей Корнев, Саша Ковалевич, Миша Трухин, Тофик Шахмаров;
нижний ряд - Иринка Миронова, Лёшка Кузьмин, Владимир Самошин, брат Патриной Наташи, Вика Белякова, Наташа Патрина, Игорь Мордовин.
График защиты курсовых проектов по курсу "Элементы ЭВМ" для групп ДВМ 3-18, 3-19. г.Ленинск, филиал "Восход" МАИ, май 1982 года.
Странно, но где же Лёша Кузьмин? Опять не допустили до защиты?


Лето, 1982 год

Лето для советского студента было порой практик и стройотрядов. Не исключением были и мы. В июне 1982 года "Гротеск" разъехался по местам традиционных для филиала "Восход" первых технологических практик: ЭВМ - Киргизия, г.Фрунзе, АСУ- на Украину, Прикладная математика - в город на Неве. По возвращении - каникулы в августе и снова - "Здравствуйте, Василий Васильевич!" (примечание: директор филиала Лепёхин В.В. в то время).

Вот такой он РИС -82! На фото: Татарская Лена, Наташа Патрина, Тофик Шахмаров, Александр Черкасов.
Совхоз "III Интернационал", Кзыл-Ординская область, сентябрь-октябрь 1982 года.

Осень, 1982 год

Продолжались выступления в школах города со старыми проверенными сценками. После 245-ой, настала очередь 178-ой, 187-ой (Сергей Литвинов учился в ней, он же и договаривался). В конце крутили дискотеки. Обзавелись самодельной световой аппаратурой (ручная цветомузыка с театральными фонарями, зеркальный шар (лепили Лёша, Сэм, Вика Белякова), Серёжка Литвинов сделал световую эмблему "Гротеск-13" в виде гнома с надписью.

Я думаю, что это было самое творческое время для группы, несмотря на полное равнодушие и непонимание со стороны институтского руководства. Даже была провозглашена политика неучастия в вечерах института, на фоне "школьного турне", которая оказала положительное влияние на дальнейших ход событий.

Праздник 7 ноября - разминка перед Новым годом, и не какой политической основы. Наша "собирушка" у меня дома.
Владимир Самошин ангажирует Вику Корнилову, на заднем плане - Татарская Лена и Черкасов Саша,
г. Ленинск, улица Осташева, дом 16, кв.17, ноябрь 1982 года.
Это мы на лекции. Учимся! Слева направо: А. Черкасов, Лена Татарская, Вика Белякова, Олег Канунников, Витя Иванов.
Филиал "Восход" МАИ, 402 аудитория, осень 1982 года.

Весна, 1983 год

После зимней сессии, Сэм, умеющий всего добиваться и вести результативный разговор с руководством института (он всегда этим занимался, был вхож в деканат дневного факультета), выбил для нас поездку в Москву на проводимый каждый год маёвский фестиваль "Студенческая весна-83". Основным условием участия в этом фестивале было создание полноценной программы, выверенной "идеологически" и представляющей филиал "Восход" как ВУЗ (высшее учебное заведение) космодрома Байконур. Перетерев эту тему на общем собрании, "Гротеск" решил рискнуть. В ускоренном темпе стали готовить программу, адаптированную под условия московской сцены, которая состояла из официальной части - слайд-фильма с чтением стихов о Байконуре и неофициальной - "сборная солянка". Так как мы из космической гавани, значит и одна из миниатюр должна быть о буднях простых советских студентов-spacemanов в XXI веке. "Тема близкая, но всё же мало доступная студентам базового МАИ и почти запретная для такой интерпретации",- решил "Гротеск". Всё это и должно было определить её успех. Называлась миниатюра "Восход". 20 лет спустя" и состояла она из нескольких эпизодов, в которых принимали участие почти все гротесковцы: Сэм - Декан, Вика Белякова - Секретарша Декана, Студенты - Кузьмин Алексей, Шахмаров Тофик, Мордовин Игорь, Черкасов Александр, Миша Трухин - Фотограф. Мне повезло: одним из персонажей, Космонавт №2, был мой. Первый номер достался Тофику Шахмарову (он и на фото первый). Миниатюра получилась удачной, как всегда минимум слов, больше гротеска, чуть-чуть маразма.

Как мы не старались, найти космические скафандры нам не удалось, поэтому решили использовать в качестве сценических костюмов армейский ОЗК (общевойсковой защитный костюм): мне - верхняя часть, Тофику - нижняя. Кейсы жизнеобеспечения космонавтов нам заменили обыкновенный дорожный чемодан Сэма и дипломат Тофика с хоботами от противогазов. В результате у нас получились довольно сносно экипированные персонажи. Мы стали похожи на "космонавтов": два чудака, одетые в ОЗК, на головах - мотоциклетные шлемы и торчащие из задниц шланги от противогазов. Походка "танцора, которому всё мешает" подвела нас к черте абсолютного сходства с копируемыми народными героями.

Выступление агитгруппы "Гротеск-13" на Московском фестивале "Студенческая весна-83".
Слева направо: космонавт №1 - Тофик Шахмаров, космонавт №2 - Черкасов А.

Кроме этого, мы повезли с собой старые и проверенные, но улучшенной версии "Русские богатыри", "Викинги" и что-то ещё.

Репетировали с воодушевлением. Чтобы обстановка была максимально приближена к московской, Сэм договорился с руководством ДК Строителей, о проведении репетиций на их территории. Нужно было привыкнуть к большому залу и сцене, отличающейся от маленьких, школьных не только размерами, но и наличием закулисья. Наконец-то у "Гротеска" появилась возможность организовать "индивидуальные гримёрки"! Не беда, что прямо на сцене. Зато можно спокойно разложить сценические костюмы и атрибуты. Не зажмуриваться честно, пробегая мимо "женской половины" по ходу театрального действия. Не бояться, что в самый нужный момент, бутафорский кинжал не окажется на месте. И не выслушивать рекомендации Кузьмина с Литвиновым по дальнейшему размещению оного предмета в известном месте актёрского тела. Короче говоря, мы вступили на путь сбора заранее разбросанных камней. Вот оно - счастье клоуна и комедианта!

Я так думаю, репетиции и выступление в ДК МАИ были пиковой точкой в придурковато-маразматическом творчестве "Гротеска"- единомышленников, в то время имевших в своём багаже интересные, а главное, смешные идеи, получавших кайф от возможности рассмешить зал и почувствовать сладостное опустошение в душе после выступлений, которое наступает в конце любого творческого дела.


Перед отлётом в Москву на фестиваль.
Слева направо: Юра Елисеев, Вовка Самошин, Патрина Наташа, Кочеткова Оля, Татарская Лена, Вика Белякова, спиной сидит Лёшка Кузьмин.
Апрель 1983 года. Ленинск, Кзыл-Ординская область, аэропорт "Крайний".

Апрель 1983 года. Москва. Группа "Гротеск-13" на фестивале "Студенческая весна - 83" .
Слева направо : Юра Елисеев, Владимир Самошин, Александр Ковалевич, Вика Белякова,
Наталья Патрина, Михаил Трухин, Тофик Шахмаров, Алексей Кузьмин .

Московские братишки хорошо встретили нас, выступление прошло успешно, смех в зале ДК МАИ был тому подтверждением.

Огромное впечатление на нас произвели технические возможности ДК. Как правило, для светового оформления сцены, нам приходилось обходиться тем, что изготовили сами: зеркальный шар (наша гордость) слепили Сэм, Лёшка и Вика; Ляпис сделал светящуюся эмблему "Гротеска"- бородатый гном в колпачке. Даже была своя световая установка - клавиши от какого-то прибора с подключенными осветительными прожекторами. Система простая, позволяла изменить цветовое оформление простым нажатием. Вот вам и дискотека! Быстро жмёшь - "Pupo", медленно - "Спокойной ночи, малыши". Вся эта "IT - технология" позволяла нам успешно проводить бесплатные дискотеки, после выступлений, в школах Ленинска. Но.… Хотелось уже большего.

Ну, а потом начался просмотр конкурсных (команды разных курсов базового МАИ) и внеконкурсных выступлений (бывших маёвцев Леона Измайлова, Михаила Задорнова, агитгруппы "Россия" и многое другое). Не зря всегда говорили: " МАИ - это театрально-спортивный институт, с лёгким авиационным уклоном". Кстати, М.Задорнов долгое время руководил агитгруппой "Россия". Масштаб их выступлений был несоизмерим с нашим, но Сэма это не смущало, и он в какой-то день организовал нам возможность посмотреть их репетиции и представил Михаилу Задорнову. Хорошая наглость и умение общаться с любым человеком - всегда нравилась мне в нём.


Тофик Шахмаров и Миша Трухин на пути в маёвские общаги на ул. Панфилова. Более точный ориентир - рядом с известным, для студентов МАИ, пивнарём "Пиначет".
г. Москва, апрель 1983 года.

В свободное от просмотров время мы делали чёс по театральным ларькам, выискивая билеты в театры, на выступления юмористов, музыкальных групп. Ленинск во времена Союза был не обделён приездами знаменитых актёров и коллективов, но такого изобилия возможностей могла дать только Москва. Иногда везло по крупному (к сожалению не мне). Так Лёшка Кузьмин с Серёгой Литвиновым попали на концерт М.Жванецкого. Представляете, билет на Жванецкого эпоху тотального дефицита и отсутствия в свободной продаже замечательного чистящего средства "Пепси-колы"! Фантастика.

Хорошее было время…


Неофициальная информация о студенческих строительных отрядах филиала «Восход» МАИ

Прежде чем переходить к повествованию о жизни и творчестве агитгруппы "Гротеск-13" летом 1983 года, сделаю небольшое отступление от темы и расскажу о студенческих строительных отрядах филиала, праздниках и традициях, существовавших в них на основе увиденного мной в ССО "Искатель-80" и "Икар-81", дислоцировавшихся в г.Казалинск.


На вязке столбов. ССО филиала "Восход" МАИ "Искатель-80", Казахстан, г. Казалинск.
Сверху вниз: Семерня Олег, Лёшка Писаренко, Олег Канунников, … "сын полка" отряда - взрыватель унитазов в одной из школ г. Ленинск в 1980 году (отправлен в отряд на перевоспитание как "трудный подросток" ), Ромка Батыршин, Литвинов Сергей, Доронин Сергей, Саша Черкасов, Игорь Колодько, Стас Станиславский, Четверня

Сдав вступительные экзамены в институт, мужики автоматически становились претендентами на получение возможности испытать себя в качестве бойца студенческого строительного отряда (ССО). Не исключалась такая возможность и для козерожек. Но для участия девушки в ССО требовались определённые кулинарные способности и большая любовь к мытью посуды в полуавтоматическом режиме. Если претендентка на высокое звание "поварёшка отряда" владела таинством варки вермишели и не промывала её до приготовления - всё могло бы случиться. Вообще, девчонки, отказавшиеся от прохождения практик на филиале или выездных вариантов, вызывали у меня уважение и глубокое непонимание. Особенно это касалось первых альтруистических и диких казалинских отрядов "Искатель-80", "Икар-81". Жара под 40 градусов, исключительно аскетические условия, из прохладительных напитков - только горячий чай, а главное - нет джакузи, если не считать лужу с пузырями от квакеров. Единственное объяснение случаям подачи заявлений студентками для приёма в состав студенческого отряда, я нахожу в сильном влиянии художественной литературы, незабвенном подвиге жён декабристов и лозунге "Все - на трактор!". Познакомится с природными условиями этих мест, можно посмотрев замечательных фильм времён горбачёвской Перестройки "Игла", с Виктором Цоем в главной роли. Он снимался в районе Аральска, недалеко от высыхающего Аральского моря.


На рабочих объектах г. Казалинска. ССО филиала "Восход" МАИ "Искатель-80", Казахстан, г. Казалинск.
Верхний ряд: Алексей Кузьмин, Саша Архипов, Женя Руденко, Олег Семерня, Доронин Сергей, Воронин Саша, Ришат Кулмурзаев.
Нижний ряд: Сергей Литвинов, Александр Черкасов, …, Логинов Алексей, Олег Канунников

Козерам проще. Если есть первичные признаки мужского пола, всё - ты боец ССО. Шаг влево, шаг вправо, попытка закосить, сурово пресекались деканатом и лёгким, шуршащим среди студиуса, слухом о перспективе быть исключённым из учебного процесса. Однако, я не припомню свершения этих угроз во времена моей учёбы. Тем более, что существовал вариант ССО, позволяющий безболезненно уйти от личного участия в социалистическом строительстве Кзыл-Ординской области в условиях барачного проживания. Местный студенческий отряд, основная задача которого - строительство спортивного зала филиала, не основная - участие в хозяйственных работах. Кстати, поступив в институт в 1979 году и закончив его весной 1985-го, наш курс так и не попрыгал в его стенах.

Выездные стройотрядовцы пренебрежительно относились к невыездным. Проведённые вместе два летних месяца, совместный труд и отдых, хлёбово из одного котла, давали право считать своё братство выше рангом. А надпись на маёвской куртке (особая гордость правильного козера) Казалинского ССО или Аральского, была весомее для нас, чем надпись местного отряда.

Особенно смешны были рассказы бойцов ССО "Филиал" (название отряда придумано автором) о проведённом "Экваторе" или "ПЦ". Иное дело, традиционные праздники стройотряда в реальных условиях.

В стройотрядах филиала существовали следующие основные студенческие праздники: "Экватор", "Посвящение", "ПЦ". "Экватор" - это середина времени, отпущенного для студента-стройотрядовца в переходный период от одного курса к другому. Как правило, он сопровождался подготовительным периодом и продажно-закупочными акциями. Продавалось всё, начиная от орудий труда и заканчивая личными вещами (армейские панамы, ремни, ножи перочинные и т.д.). Покупалась закуска и лёгкие пьянящие напитки, ассортимент которых зависел от места дислокации отряда. Применительно к Казалинской Эпохе - это популярные напитки местного населения типа "Чашма" или "Талас". Вот одна из баек того периода, относящаяся к ССО "Искатель-80", который занимался прокладкой канализации для линий телефонной связи в г.Казалинск, вязкой телеграфных столбов.

Сэкономив один столб и выставив его как лот для натурального обмена на "веселящую воду" местному барыге, довольные студенты, дождавшись вечера, начали свой праздник. Аппетит приходит во время еды. Не хватило. Столбов больше не было, поэтому решили воспользоваться подсказкой из классики: "Хозяин, дрова нужны? Нет, не нужны!".

Казалинск - город контрастов и купить "огненную воду" в ночное время не состовляло труда. Практически в каждом доме приторговывали для поддержания семейного и республиканского бюджета. В итоге, на следующее утро барыга выяснял у хозяина соседнего с ним дома, почему его столб оказался на его дворе.

"Экватор" - праздник демократичный, для всех и справлять его без развлечений скучно. Поэтому он был украшен совершением традиционного обряда "Посвящение" - актом перехода в братство студентов-стройотрядовцев и снятия клейма козера. Для открытия "Посвящения" возможно было применение ключевой фразы, символизирующей переход к активной фазе, в деле насильственного изменения статуса сопротивляющихся, неправильных козеров. Например, в ССО "Икар-81" это была безобидная и незаметная в разговоре о погоде фраза: "Над Испанией безоблачное небо".


Наша "барак-каюта". ССО филиала "Восход" МАИ "Икар-81", Казахстан, г. Казалинск.
Слева направо: Слава Синдеев ("Синдеич"), … ("Шарапов"), Серёга Литвинов.

В остальном же, оформление процесса перехода в братство определялось "бывалыми" студентами предыдущих отрядов и особо почётными бойцами, имевшими за плечами к тому времени уже несколько "ходок". Особые привилегии имели бойцы женского пола и "армейцы" (студенты, отслужившие в Советской Армии). Козерожек только слегка чумазили зубной пастой или гуашью. "Армейцы" имели статус "Гуру" (жизненный путь от духа до дембеля давал им такое право) и выполняли роль советников. В ССО "Искатель-80" "Посвящение" проводилось в ночное время под руководством командира отряда, было тщательно продумано и носило изощрённый характер. Процесс посвящения заключался в жизнеутверждающем хождении связанных одной верёвкой козеров, с завязанными глазами, по ночным окрестностям города. В этот момент козера должны быть бодры и веселы. В предложении "бывалых" поддержать важность момента песней, чувствовалась забота старшего товарища. "Вместе весело шагать по просторам, по просторам. И конечно выпивать лучше хором, лучше хором, лучше хором!",- неслось по ночному Казалинску.

Нам повезло. Перед этим прошёл дождь, и луж было предостаточно. По возвращении на территорию отряда, вновь испечённые настоящие студенты переливались всеми цветами гуашной радуги. За нестройной толпой уставших бывших козеров волочились растянувшиеся "треники" (спортивные штаны), набитые доверху целебной местной грязью. Праздник удался. На следующее утро отряд проснулся, не имея в своём составе ни одного козера. Ну, а я, ещё неделю ходил с голубым чубом. Хорошую гуашь раньше делали!


Обряд "Посвящение". ССО филиала "Восход" МАИ "Искатель-80", Казахстан, г. Казалинск.
На снимке, задний план: "бывалый" студент Санька Архипов и осуждённые на снятие клеймо "Козер".
Передний план: автор и Канунников Олег. Автор снимка неизвестен (возможно, Кореш).

У всего хорошего есть начало и конец. Вот и стройотрядовская жизнь рано или поздно приходила к логическому завершению. Дабы этот момент был не столь печален, изобретён ещё один "красный день календаря" - "ПЦ". "ПЦ" - слово, означающее тупиковую ситуацию, из 6 букв, но не "кризис". Смысл этого праздника - великая общеотрядовская радость, в честь окончания работ и возвращения к нормальным индивидуальным человеческим условиям, без "подъём-отбой", жизни по распорядку и возможности реализовать свои продуктовые желания после общекотловской еды, например: "Сейчас бы шампанского с тортиком!". Проводится он по традиционному сценарию: общеотрядовское уничтожение рабочей робы сразу же по окончании последнего трудового дня, сжигание заранее приготовленного чучела представителя подрядной организации, пляски вокруг него и, конечно же, как без этого, официальный безалкогольный ужин, завершающийся лёгким утренним недомоганием от неофициальной части.

Предвестником "ПЦ" всегда были два проверенных признака: снижение трудовой активности и появление лёгкого налёта анархии в жизни отряда. Необходимым и достаточным условием для перехода в состояние "ПЦ" требуется проведение общего построения с произнесением заключительной речёвки: " Наконец, наконец, ССО пришёл п...ц, п...ц, п...ц". Поварёшкам, в этот момент, галантно предлагалось отключиться от эфира, дабы не ранить девичий слух грубой мужской правдой.

В истории стройотрядовского движения на филиале, имели место случаи ошибочного завершения работ, уничтожения рабочей одежды и досрочного проведения заключительного празднования, например, Казалинский "Искатель-80". Неверно оценив ситуацию, одна из бригад начала досрочное проведение акции "Долой одежду!" прямо на месте проведения работ. Вернувшись в расположение отряда, оборванцы спровоцировали дальнейшее распространение "общего порыва". В результате, к моменту возвращения командира, весь отряд был похож на оркестрантов после драки из кинофильма "Весёлые ребята", а на флагштоке развивался праздничный штандарт - цветастые трусы одного из бойцов.


Вот он, "общий порыв". Преждевременный праздник "ПЦ". ССО филиала "Восход" МАИ "Искатель-80", Казахстан, г. Казалинск.
На снимке слева направо: Сергей Литвинов, Александр Черкасов, Рома Батыршин. Автор снимка неизвестен (возможно, Кореш).

Общая фотография у чучела представителя подрядной организации. Преждевременный праздник "ПЦ". ССО филиала "Восход" МАИ "Искатель-80", Казахстан, г. Казалинск.
На снимке верхний ряд, слева направо: Андрюша Сазонов ("Анджей", отрядовская кличка - "Волосатая грудь "), Логинов Алексей, Бабиков Алексей, Батыршин Ромка, …, Писаренко Лешка, Женя Руденко, Санька Архипов.
Средний ряд: Игорь Колодько, Олег Канунников, Ришат Кулмурзаев, Сугак Саша, Саша Устюжанин, Доронин Сергей. Нижний ряд: Юра Елисеев, … завхоз отряда, Саидмуратов Бахтияр ("Бах"), Вася Бойко, Саша Черкасов (отрядовская кличка - "Слепая кишка", Кузьмин Лёшка ("Лучо"), Литвинов Сергей ("Ляпис", отрядовская кличка - "Аборт мамонта ").
Автор снимка неизвестен (возможно, Кореш)

Буза продолжалась до утра. Ближе к обеду следующего дня, появился представитель подрядной организации с сообщением о срочном выходе на объекты для исправления недоделок и угрозами неподписания нарядов. Пляжный вид бойцов отряда и пояснения о невозможности выхода на работу в таком виде, не возымели действия на него. Ничтоже сумняшись, всех загрузили в автобус и повезли на исправительные работы. Автор строк тоже был участником этих событий, но природный стыд взял верх над чувством общности с коллективом. Во время перерыва в общении противоборствующих сторон, вооружившись иголкой и ниткой, я соорудил из двух разноцветных джинсовых половинок единое целое. Местное население, наверное, ещё долго вспоминало живописные группы ненормальных студентов в разнокалиберных трусах и солдатских панамах, среди которых мелькали двухцветные клоунские штаны.



Лето, 1983 год

Лето в 1983 году было действительное необычное, насыщенное новыми встречами и событиями.


"Гротеск-13" отдыхает. Летняя сессия идёт, но между экзаменами всегда найдётся время для слияния с природой Казахстана.
Слева направо: Лена Татарская, Вика Белякова, Лёшка Кузьмин в Больших Розовых Очках Ляписа. Недалеко от п. Дермень-Тюбе.

Как правило, студенческие стройотряды начинали формироваться задолго до выезда первых засланцев - квартирьеров. Не был исключением и Богучанский ССО-83. Опыт поездки в те места уже имелся (стройотряд 1982 года, "Икар-82".) , однако это ещё больше усилило входной контроль: попасть в отряд было непросто, нужны были положительные рекомендации и отмазка от летней практики. Было даже предварительное собеседование с комиссией, состоящей из комиссара, мастера и представителя комитета комсомола института, на котором задавали вопросы, выясняли способности и возможности успешной сдачи грядущей сессии. Короче говоря, всё - по-взрослому.

Ускоренная сессия сдана, собраны походные рюкзаки. Всё... Теперь мы - квартирьеры.

Из "Гротеска" в отряд поехало несколько человек: я, Лёшка Кузьмин, Серёжка Литвинов, Сэм, Серёга Корнев, Толик Денисов. А квартирерствовали только мы: Сэм, Лёшка, Толик Денисов и я.
Квартирьеры ССО "Байконур-83". На пути в г.Кодинск, п. Богучаны, июнь-июль 1983 года.
Слева направо: Лёша Кузьмин, Черкасов Александр, … ("Ус"), Толик Денисов, Мощенский Александр, Миша Белых, … ("Немец"- попутчик), Владимир Пантелеев.
Снимок сделан Владимиром Самошиным фотоаппаратом автора

Чтобы добраться до места расположения лагеря, нужно было использовать несколько видов транспорта. Поездом до Ташкента, самолётом до Красноярска, потом на «макарке» (плоскодонный теплоходик) по Ангаре до какого-то сибирского посёлка (кажется, Богучаны) и, наконец, на АН-2 до посёлка Кодинск.

Кодинск – небольшой, деревянный, в основном одноэтажный, посёлок в Красноярском крае, расположился на берегу красивой сибирской реки Ангары. Взлётно-посадочная полоса, рассчитанная на лёгкие самолёты, баня, магазин, клуб, деревянные тротуары. Народ в нём жил разный и, похоже, в основном приезжий.

Чуть дальше от деревянного строился новый Кодинский с современными панельными 5, 9-этажными домами, где жили строители Богучанской ГЭС и планировалось поселение обслуживающего персонала электростанции. И всё это в настоящей сибирской тайге с комарами и знаменитой мошкой!

Временным жильём для квартирьеров стала барачного типа деревянная гостиница. Место проходное и прикольное на необычные встречи. Как-то раз Сэм с Лёшкой привели знакомиться симпатичную, высокую девушку-москвичку (недоростки мужского пола неадекватно реагируют на женщин выше среднего). Мы быстренько накрыли столик, достали ленинский спиртик, сели разговаривать. Оказалось, она учится в Щукинском театральном училище, вместе с одногруппниками приехала на летнюю практику, оттачивать актёрское мастерство на строителях Богучанской ГЭС. В их программу входили театральные миниатюры, показательные драки, фехтование. Звали её Наталья К.. В разговоре выяснилось, что она уже дебютировала в фильме "Приключения Кроша" в роли подруги сестры главного героя. Много интересного она рассказала о своей учёбе, о заслуженных артистах, преподающих в училище, актёрские хохмы и многое другое. Посидев ещё немного, на том и расстались. Позже я не раз её видел на телеэкране в роли диктора или ведущей передачи.

Встречи встречами, но нужно было и основную квартирьерскую миссию выполнять. Раскачивались недолго и на следующий день наметили первый выход на участок, где надо было разбить наш лагерь.

Квартирьеры были подобраны из бывалых людей. За плечами каждого был один, а то и два стройотряда. Мухой в супе, жарой в 40 градусов и отсутствием лучшей половины человечества удивить пацанов было трудно. Но кое в чём всё-таки требовалась осмотрительность. Прослышав из рассказов очевидцев об ужасном насекомом "мошка" (ударение на "а"), запеленали себя тщательно от макушки до пят. Последним штрихом в нашей экипировке стал "накомарник" - маска от комаров и другой кусающей живности. После этого мы стали похожи на людей, имеющих намерения собрать мёд.

До места добирались бесплатным автобусом, без билетов и кондуктора, совсем недолго. Рядом с местной средней школой уже был расчищен от тайги участок, и нам осталось только приступить к плотницким работам. Но материалы для этого ещё не завезли, и в первый трудовой день нам пришлось заниматься заготовкой брёвен для будущих строений. Скорее всего, это был "местный шутка" руководителей организации, на которую мы работали. Но со стороны, я думаю, смотрелось действительно прикольно, когда группа пчеловодов, вооружённая топорами и пилами валит девственную тайгу, хотя вокруг полно мест с распиленным - перепиленным горбылём. Только места эти нам почему-то указали лишь на другой день. В итоге первый день был мало результативен в плане возведения бытовых построек. С другой стороны он принёс каждому несметное количество укусов, натёртые с непривычки руки и мошковые видения. Мошковые видения - это когда ночью, закрывая глаза, видишь изнутри сетку накомарника, перед которой тучами летают комары и мошка. Кошмар!

Вот так прошёл наш первый квартирьерский день.


Квартирьеры ССО "Байконур-83". На снимке Владимир Самошин.
Фото сделано без позирования. Автор спрятался за еловыми ветками и незаметно сделал этот снимок.

Со временем мошка от нас отстала, перестала кусать даже в тайге. Говорят, после определённого количества укусов ты для неё становишься своим. Постепенно лагерь стал приобретать вид обжитого места.


Квартирьеры ССО "Байконур-83". Ждём приезда основных сил отряда. Только что прошёл дождь. Впереди первая ночёвка в лагере.
Слева направо: Саша Мощенский, Толик Денисов, Миша Белых, Лёшка Кузьмин, Черкасов Саша.

К приезду основных сил у нас была готова большая часть хозблока, два основания под жильё и установлена палатка, в которую стали завозить подушки, матрацы, кровати, рабочую одежду. Всё это добро нужно было охранять ночью и на это дело подписались мы с Лёшкой Кузьминым. Впечатления от ночёвки в тайге удивительные. Чистый воздух после дождя, полная темнота, шум ветра в кронах деревьев и ночные крики то ли птиц, то ли зверей, усиливали романтические ощущения. Посидев у костра, послушав Лешкиных песен (их много есть у нас), треснув заранее припасённого спирта, для поддержания тепла в организме, мы завалились спать на большую кучу матрасов.

А утром, открыв глаза, мы увидели улыбающиеся и довольные морды НАШИХ. Это приехали основные силы Кодинского студенческого строительного отряда 1983 года филиала «Восход» Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.

ССО "Байконур-83". Первые дни, после приезда основных сил. Работа по разворачиванию лагеря пошла веселее.
Слева направо:
1-ый ряд: Игорь Коваль, Сергей Литвинов, Дархан Айбасов
2-ой ряд: второй - Саня Васильев, третий - Владимир Самошин
3-й ряд: второй - Сергей Зайцев, третий - Юра Гриб, четвёртый - Гена Михайлов, пятый - Николай Новиков.

И началось... Командир отряда Кулаков, построения.
ССО "Байконур-83". Общее построение отряда.
Слева направо 1 ряд: второй- Кузьмин Алексей, пятый- Самошин Владимир, шестой- Черкасов Александр.
На переднем плане (справа) в маёвке-командир отряда преподаватель Кулаков.

"Настроились на приём!" - "Пип-пип-пип", машины, бетон, "Может, пива купим?", бетон, бетон...


ССО "Байконур-83". Наша бригада на первом объекте. Принимаем бетон. На снимке слева направо: Валера Ниелин, ... Сгонов, на заднем плане Самошин В., Игорь Коваль (он же Кока, ни минуты без прикола), ..., Саша Калугин.

ССО "Байконур-83". Идёт разметка и установка опалубки для будущих тротуаров.
На снимке слева направо: Самошин В. беседует с Калугиным С., ... Сгонов, Игорь Коваль и мастерок, Черкасов А. прищурился и подгоняет Корнева Серёгу, который нас снимает.

ССО "Байконур-83". Игорь Коваль и Юра Гриб. Кока долго подыскивал подходящую позу для снимка и вот, кажется, нашёл.
Фото сделано автором.

ССО "Байконур-83". Перенос бордюров на расстояние.
Слева направо: Черкасов А., ... Сгонов, Юра Гриб, за ним Калугин А. Что делал в это время Кока - теперь уже не узнает никто.

ССО "Байконур-83". Ещё одна машина с бетоном.
Слева напрво: ...Сгонов, Калугин А., Гриб Ю., Ниелин В., Коваль И.,... .

ССО "Байконур-83". Да, ребята, виброагрегат 1983 года был именно таких размеров.
Слева направо: Гриб Ю., Коваль И., Ниелин В., ...Сгонов, Калугин А., ..., Черкасов А.. Автор снимка: Самошин В. с моего ФЭДа.

ССО "Байконур-83". Как не помочь нашим браткам из соседней бригады. После работы в составе бригады Дёмкина.
Слева направо: Юрка Гриб, Черкасов А., Литвинов Серёга.

Два месяца мы занимались бетонными работами: укладка отмостков и тротуаров вдоль построенных домов, заливка основания для автомобильных дорог и наведение приличного вида дворового ландшафта. Иногда это приходилось делать ночью. Местные жители довольно спокойно относились к этому. Но бывало и у них нервы не выдерживали от звуков виброрейки или бьющей лопаты о борт "МАЗа". Пару раз собирались бить наши добрые лица, как-то даже банку трёхлитровую из окна 9-го этажа в нашу сторону случайно уронили. Но это больше исключение, чем правило. В основном относились с пониманием, даже подкармливали и соблазняли спиртными напитками, но мы - сопротивлялись. Недолго. Совсем недолго. В соответствии с сухим законом, существовавшем в любом ССО.

Намного сложнее это было сделать в День Строителя. Можете себе представить, что происходило в этот день в Кодинске, где все, кроме детей, так или иначе связаны со строительством Богучанской ГЭС, города. Всего и не упомнишь. Одно только выступление (чёс областной филармонии) заезжей рок-группы с солисткой бальзаковского возраста в розовом комбинезоне и крутым хитом того времени "Волчок" кое-чего стоил. "Крутится волчок-чок-чок-чок...", розовая ткань, ножки-копытца... Мегасуперхит. Все пацаны отряда поддержали выступление "рокеров" свистом-топотом, одобрительным улюлюканьем, возбудив огромный интерес у закусывающих, в буфете местного клуба, строителей. Успех был огромный, ну, и мы повеселились.

ССО "Байконур-83". Посёлок Кодинск. Поход в соседний ССО.
На снимке присел Самошин Владимир.
Слева направо: Михайлов Гена, Айбасов Дархан, четвёртый - Кузьмин Лёша,
пятый - Угринив Алексей, шестой - Литвинов Серёжка в окружении товарищей.

"Гротеск" в стройотряде отдыхал от сценических будней. Небольшое выступление, на сколоченной из досок сцене, было только один раз - в день ответного гостевого визита ленинградских ребят из соседнего стройотряда, расположившегося в месте базирования Кодинского ССО-82. Показали несколько сценок, задействовав в них Толика Денисова, который занимался обычно световой и звуковой аппаратурой. Вот, пожалуй, и всё.

ССО "Байконур-83". К нам пришли в гости с ответным визитом Ленинградский ССО.
По этому случаю затеяли даже гротесковские выступления. На снимке Сэм и Лёшка.

ССО "Байконур-83". Выступления в честь ответного визита наших коллег по стройотрядовскому движению какого-то Ленинградского института. На сцене Толик Денисов и Самошин Владимир.
ССО "Байконур-83". Заключительная часть сценки ("Что случилось?") . На сцене Кузьмин Лёшка, Толик Денисов, Черкасов А. и Самошин Владимир.

Два месяца пролетели незаметно. В конце августа традиционно справили по окончании всех работ, долгожданный для любого студента-стройотрядовца праздник - "ПЦ". Ночные костры, запах сжигаемой трудовой робы, лёгкий налёт бардака в лагерной жизни - первые признаки близкого отъезда и получения трудовых денежек.


ССО "Байконур-83". Заключительная часть ССО-83. Процесс получения трудовых денежных знаков. Такое можно сыграть и "на бис". Слева направо: Самошин Владимир, Литвинов Сергей, Корнев Серёга.
Газета "Правда" 26.08.1983 года. Фоторепортаж Майи Скурихиной.
"Растёт ещё одна сибирская ГЭС - Богучанская.
Сюда, из далёкого Казахстана, приехал студенческий строительный отряд "Байконур". "

Вторая технологическая практика "Пенза-83". Как говорится, "А в это время ...", когда железные парни ССО "Байконур-83" бетон машинами принимали, наши однокашники изучали технологические процессы и штурмовали всё, что можно штурмовать.
Слева направо: Олег Канунников ( ветеран ССО-движения 1980-1982 г., дважды коммисар), Вика Белякова, Лена Татарская, Сергей Швец.

Осень, 1983 год

После богатого на впечатления лета, наступило время, когда нужно было вспомнить и о делах студенческих, учебных. Бывшие мастера бетоноукладки с непрочным алуштинским загаром и розовыми шрамами от укусов мошки, рьяно взялись за раздачу учебных долгов преподавателям филиала. Кому пересдать предмет, кому защитить вторую производственную практику.

Кроме этого, были дела и поважнее. Первая свадьба в "Гротеске"- Вика и Вовка. Первые женатики агитгруппы "Гротеск-13". Студенческая самодеятельность была заброшена...

Свадьба Вики и Владимира. Осень 1983 года. г. Ленинск.

Но в жизни всегда возникает движущая сила. На этот раз ею оказались наши однокашники, ребята курсом помладше, с которыми у нас было знакомство не только личное, но стройотрядовское. А это многого стоит. Заранее предупредив, они вызвали нас на театральный поединок (не меньше).

Дети! Они не знали, с кем связываются! Это же мы - Гротеск-13, великий и ужасный. "В полную силу я дам на сцене, а здесь смех будет. Я гарантирую!". Примерно такое состояние царило в то время в коллективе. Дембельский курс, вершина театральной славы и популярности, признание руководством и более лояльное отношение с его стороны, сыграло с нами роковую шутку. Бдительность была потеряна. Гном (наша официальная эмблема-талисман) стал толстым и несмешным.

Ответную программу шили белыми нитками. Сюжет был такой, что сейчас вспоминается очень смутно, что-то сказочное, бессвязное и главное, без бьющего завершения. Плохо, когда зритель остаётся в недоумении: "А дальше-то что?". Вот именно так, в зале 174-ой школы, и отреагировала студенческая публика на наши ужимки и прыжки.

Выступала коваль - половневско - почуевская банда первыми. Это не тактический, разогревающий ход, а просто они учились на курс младше.

Делали ребята всё классно. Талантливые, умные, смешные качки-"подонки". Одна только имитация пролетающего в ночном небе самолёта, в исполнении Гены Почуева, чего стоила! Тёмная сцена, музыка из "Иронии судьбы...", мигающие габаритные огни самолёта - всего лишь замыкание лампочки и батарейки, но какой потрясающий эффект-восторг в зале.

И вот после этого нам предстояло выступать. Хотя, не скрою, выдвигаясь на ринг-сцену, мне думалось, что сейчас мы им покажем (привычка жить без конкурентов). Показали... Облом. "В кустах кричала мелкая птичья сволочь".




Продолжение следует ...


В раздел: Агитгруппа "Гротеск-13".


Hosted by uCoz